|
Верховая езда как спорт для умственно отсталых людей.Катрин Эльтце Верховая езда в контексте инвалидного вида спорта стимулирует развитие человека в детском возрасте, а взрослым людям позволяет компенсировать неполноценность и дает возможность разрядиться и отдохнуть. Она играет особую роль именно для интеграции умственно-отсталого человека, так как зачастую из-за определенного образа жизни (интернат) и работы (покровительствующие предприятия), который ориентирован на его заболевание, он мало контактирует со здоровыми людьми. Основополагающие знания об умственных отклонениях и о том, как вести себя при обучении умственно-отсталого всадника, а также представление возможной модели его обучения - все это должно помочь в работе тренеру, не имеющего педагогического образования, послужить толчком для создания методико-конструктивной формы и побудить его к интеграции инвалида в нормальный конноспортивный комплекс. Наряду с выяснением профессиональных вопросов, в этой статье на конкретных примерах я неоднократные ссылаюсь на необходимость совместной работы с педагогами-терапевтами, имеющих лицензию на занятия лечебно-педагогической вольтижировкой и верховой ездой, с родителями и ответственными за инвалидов лицами при периодически возникающих трудностях. 1. Введение
В настоящее время в нашем относительно "малоподвижном" цивилизованном обществе занятия спортом приобретают все большее значение. "Благодаря занятию спортом в организм человека поступают физиологически ценные (значимые) раздражения, ведь понятие спорта исчерпывается не только сохранением здоровья и профилактикой заболеваний, эти занятия приносят радость и разрядку, снимают стрессы и уменьшают природную агрессивность". "Таким образом, спорт представляет собой подходящий способ для получения элементарных функциональных, развивающих и тренирующих раздражений для достижения и поддержания хорошей физической формы, работоспособности и общего хорошего самочувствия (Heipertz-Hengst, 1980, стр.10) 2. От лечебной гимнастики к спорту
Многие всадники и всадницы с психическими отклонениями, которые ориентируются на достижение спортивных результатов и занимаются в группах развития и интеграции, впервые познакомились с верховой ездой в рамках лечебной педагогики. Физически неполноценный всадник получает свои первые знания в области верховой езды и общения с лошадью с позиции чисто лечебных аспектов иппотерапии. Потом для него становится ясным, что он хочет продолжить общение с лошадью и научиться хорошо ездить верхом со спортивной точки зрения. Этому способствует лечебно-гимнастический двигательный импульс, получаемый при иппотерапии. У умственно-отсталого человека все происходит точно таким же образом: необходимая в самом начале лечебно-педагогическая целенаправленная стимуляция процесса развития или целенаправленная подготовка к изменению поведения путем получения личного опыта с помощью лошади (сравни Крегер, 1984), по мере достигаемого прогресса все больше отходит на второй план. Желание остаться рядом с лошадью остается неизменным. При этом умственно-отсталый подросток или молодой человек на стыке областей спорта и лечебной педагогики под влиянием общих педагогических задач (интеграция, развитие самостоятельности, учеба, готовность взять на себя ответственность) может заниматься в соответствующих вольтижировочных группах или просто ездить верхом в рамках рационального свободного время провождения (хобби) после школы или работы на предприятии. Теперь основной целью является достижение успехов в области спорта, то есть главная задача заключается в умении вольтижировать и хорошо ездить верхом. В противоположность этому, в области лечебной педагогики на первом плане находится личное и социальное развитие пациента, а изучение применения средств управления лошадью и обучение всадника спортивным вольтижировочным упражнениям является лишь приятным "побочным продуктом" (сравни Крегер, 1984). И если лечебно-педагогическая верховая езда и вольтижировка, согласно правилу, представляют собой ограниченное по времени мероприятие, стимулирующее развитие и имеющее четкие цели, то верховая езда в качестве спорта как для нормальных, так и для умственно-отсталых людей, имеет значение неотделимой от их жизни деятельности с индивидуальной и личной мотивацией, которая распространяется не только на области досуга и отдыха, но и на большой спорт. 3. Умственная отсталость
Умственная отсталость - это нарушение, не имеющее четких границ, переходы от так называемого "полноценного" человека к человеку с умственными или психическими отклонениями очень плавные, они находятся в тесной связи с общественными требованиями. Чем сложнее и абстрактнее становятся способности, необходимые для существования в нашем обществе, тем больше людей попадают под стигму (признак) "умственно-неполноценный", или, как позитивно выражаются в других федеральных землях, попадают под понятие "практически ничем внешне не отличающихся", и тем жестче становится предел работоспособности, который определяет, кто к какой группе относится. Плавные переходы и нечетко опознаваемые признаки умственной отсталости выражаются в вопросе, снова и снова возникающий у пациентов и у нормальных всадников в центре лечебной верховой езды "Белый лук" (Кельн): как же случилось так, что этот ребенок или подросток стал умственно-отсталым? Следующие аспекты умственной отсталости прояснят ответ на этот вопрос: Моторика.
На двигательное поведение умственно-отсталых людей влияет довольно часто наблюдаемый гипотонус мускулатуры, что проявляется в недостаточной способности быстро реагировать, в слишком низком тонусе тела (это является причиной возникновения многих сложностей, особенно при езде строевой рысью), а также в низкой скорости совершения движений (например, если нужно быстро выполнить одно движение за другим, то в большинстве случаев это задание невыполнимо для умственно-отсталого человека). Как правило, у них нарушена вся координация тела, поэтому все стереотипы движения необходимо разделить на небольшие учебные этапы и тренировать их в часто повторяющихся упражнениях. Сенсорика Восприятие умственно-отсталого человека также в значительной степени нарушено или изменено. Так акустические или оптические раздражения (например, свет лучей солнца) могут восприниматься намного интенсивней, и эти внешние раздражения будут сильно отвлекать всадника от занятия. Тактильная чувствительность тоже может быть занижена, так что из-за низкой чувствительности кожи осторожное похлопывание шеи лошади может перейти в сильные удары, а нажим (посыл) высылающим шенкелем осознается и развивается только спустя какое-то время. Нужно всегда видеть связь неожиданно возникающих отклонений в поведении с нарушенной способностью восприятия. Речь Речь, как одна из наиболее высокоразвитых и сложнейших областей способностей человека, у умственно-отсталых людей может быть повреждена во всех сферах: от легких ошибок при произнесении слов, которые не сильно осложняют коммуникацию, до гравирующего искажения слов, так что понять, о чем идет речь, можно только из ситуативного контекста. Чтобы научиться понимать язык умственно-отсталого человека, нужно внимательно вслушиваться в его речь, часто на начальном этапе необходима помощь воспитателей в переводе их слов. Зачастую на основании недостаточной силы выразительности нельзя сделать вывод о языковом понимании, это значит, что даже при наличии серьезных проблем с артикуляцией или при полностью отсутствующей силе выразительности языковое понимание может быть очень хорошо развито для практической жизненной деятельности (работы). И наоборот, быстрая речь с тяжелыми конструкциями предложений приводит к тому, что взрослый не понимает умственно-отсталого ребенка, хотя в начале их способность говорить казалась очень хорошей. Тренер, особенно при употреблении специальной лексики, должен сначала удостовериться в том, понял ли его начинающий всадник. Если задания, данные тренером, не выполняются совсем или выполняются неверно, то часто это объясняется тем, что ученик недостаточно хорошо понял инструкцию, гораздо реже первопричиной является двигательная импотенция. Для своих указаний тренер должен научиться выбирать четкие и краткие формулировки, которые, например, при выполнении манежных фигур, можно подкреплять жестами. Кроме этого, на уроке верховой езды с умственно-неполноценным всадником необходимо уделять большое внимание основному дидактическому принципу: "Мы учимся лучше в том случае, если задействованы все каналы органов чувств". Психодинамические особенности
Как уже говорилось выше, необходимо постоянно учитывать персональное окружение умственно-отсталых людей. Как правило, у них почти или совсем не развито чувство собственной значимости, они не верят в свою способность совершать активные действия, вследствие чего ответными реакциями на предъявляемые требования являются чувство панического страха или даже ужаса. Индивидуальное стимулирование развития или занятия с небольшими группами должны дать тренеру не только возможность интенсивно познакомиться со своими учениками и правильно оценить их, но и предоставить возможность умственно-отсталым всадникам научиться воспринимать тренера как стабильного человека, которому они могут доверять и который поможет им освоиться в таком чужом и странном окружении, каковым для них является конюшня и сама лошадь на начальном этапе. Как правило, в связи с заниженным чувством собственной значимости у умственно-отсталого человека отсутствует "иммунитет" к разочарованиям и неудачам, что может привести к полному отказу от занятий. По этой причине в учебные ситуации в начале обучения должны быть построены в рамках небольших рабочих этапов, ориентированных на их успешное выполнение. Постепенно на основе хорошего отношения к ученику, обсуждая вместе с ним его неудачи и ликвидируя их последствия, нужно расширять границы результатов с целью достижения более интенсивной стимуляции. Социальные особенности Социальные особенности умственно-отсталых людей находятся в тесной связи с психодинамическими отклонениями, то есть как воспитатели обращаются с их психодинамическими особенностями в рамках социального развития. Чрезмерная опека в родительском доме или положение "гетто" в случае размещения в интернате плюс индивидуальные отклонения - все эти факторы могут дополнительно повлиять на социальное развитие умственно-отсталого человека. Консультации с педагогом могут дать тренеру важные советы, которые помогут ему понять поведение умственно-отсталого всадника в группе. 4. Этапы обучения начинающего умственно-отсталого всадникас учетом особенностей его поведения в процессе обучения Прежде чем представить отдельные фазы возможной модели обучения умственно-отсталого всадника, в первую очередь стоит выяснить необходимые данные о всех участниках этого процесса (лошадь - тренер - всадник). Лошадь Как уже говорилось выше, умственная отсталость может проявляться по-разному. По этой причине оптимальным вариантом было бы иметь в распоряжении как можно больше разных типов лошадей. Небольшой рост и доверие, которое вызывает внешний вид маленькой лошади - все это актуально для детей, подростков и взрослых небольшого роста. В свою очередь, полному взрослому всаднику нужна крупная лошадь. В общем, учитывая замедленную реакцию умственно-отсталых людей, для этой цели больше всего подходят лошади со спокойным и уравновешенным характером. Иногда даже бойкие, темпераментные и даже нервные лошади как бы "настраивают" свое поведение на умственно-отсталого всадника, причем свои обычно резкие реакции на происходящее они не проявляют совсем или крайне редко. Большое значение играет аспект отношений между всадником и лошадью, поэтому при выборе лошади тренер должен обратить на это особое внимание. Тренер Тренер должен уметь снижать свои требования в отношении результативности, соизмеряя их со степенью тяжести отклонений от нормы умственно-отсталого всадника. Он должен также ясно понимать, что даже самое небольшое продвижение вперед потребует много времени. Для многих умственно-отсталых всадников езда шагом, чередующаяся с несколькими переходами в рысь, имеет достаточное спортивное значение. Итак, творчество и фантазия в отношении построения занятия должны происходить на таком уровне, на каком тренер, как правило, работать не привык. Всадник Наряду с вышеописанными признаками, обусловленными умственной отсталостью, которые необходимо учитывать в рамках обучения, предварительно необходимо перепроверить общую способность к занятию спортом в отношении медицинских противопоказаний. Таковыми являются, например, эпилепсия (чтобы начать заниматься верховой ездой необходимо, чтобы приступы не повторялись по меньшей мере в течение двух лет), органические аномалии (порок сердца и др.), а также внутренние болезни (гемофилия и т.д.). Для юридической гарантии тренер должен потребовать представить ему фактическую медицинскую справку. Кроме этого, чтобы при помощи тренера изучить какое-либо простое действие при верховой езде, умственно-отсталый всадник должен понимать все словесные инструкции тренера. От чего зависит успех на занятиях Каждый нормальный человек имеет определенные склонности и интересуется какими-то занятиями, то есть у него есть хобби, о котором он всегда охотно рассказывает. Умственно-отсталые люди в этом плане ничем не отличаются от здоровых людей, поэтому отношения с ними проще всего строить на основе их интересов и запросов. Причем часто эти интересы привязаны к конкретным повседневным предметам (вещам). Так, например, одна умственно-отсталая девочка фиксировала все внимание на своих ботинках. Таким образом, ее интерес тотчас же привлекли ноги лошади и ее подковы. На этой теме начало быстро развиваться общение. Понимание поведения лошади и ситуаций, возникающих на конюшне, также лучше всего объяснить путем сравнивания с собственными переживаниями и опытом инвалида из повседневной жизни. Специальные требования к руководству Для того, чтобы запустить в ход учебный процесс, учебная информация должна быть распределена на как можно меньшие этапы обучения, успешное выполнение которых должно послужить для умственно отсталого всадника стимулом для начала следующего этапа. Как правило, определенное ограничение учебной информации на занятии способствует более продолжительным учебным успехам. При планировании занятия необходимо учитывать последовательное повторение действий, то есть прежде всего качество движений, а лишь потом их количество. Это позволит устранить двигательную неуверенность пациента и на долгое время укрепит его память. Разные перемены должны происходить путем изменения условий выполнения задания: например, при тренировке езды на вольту фиксировать разные точки в манеже при помощи оптических средств (кегли) или без таковых, с ограничением лентой в точке удара копытом или без ограничения лентой средней линии манежа и т.д. Интенсивная потребность стимула во время учебной ситуации Чтобы зафиксировать внимание умственно-отсталого всадника на определенном предмете обучения, в большинстве случае требуется интенсивное побуждение со стороны тренера. Ведь в этом случае лошадь вряд ли может помочь, так как при нечетком неконцентрированном управлении всадника выполнение упражнения лошадью в качестве непосредственной обратной связи будет некорректным. Сильная отвлекаемость Низкая способность концентрироваться тесно связана с сильной отвлекаемостью умственно-отсталого всадника. Его поведение во время обучения может значительно ухудшиться, например, из-за зрителей, шума извне манежа, причина может также заключаться в многочисленности группы. Задачей тренера здесь будет забота о соответствующем стимулирующем учебном окружении. Ограниченная способность сдерживать себя в процессе обучения Сдержанность всадника в учебных ситуациях тесно связана с уровнем трудности требования: чем выше требование, тем быстрее нужно сделать перерыв после его выполнения. При помощи индивидуальных заданий, выполняемых всадником, эти паузы особенно хорошо вписываются в разные фазы занятия, и остальная группа в это время может спокойно передохнуть и "прийти в себя". Наряду с уровнем сложности предъявляемых требований, на сдержанность умственно-отсталого всадника в процессе обучения влияет также его индивидуальная загруженность, то есть чем интенсивней всадник сталкивается с новыми ситуациями и учебными требованиями в школе, на работе, дома и в интернате, тем, как правило, большую выдержку он демонстрирует в учебном процессе на уроке верховой езды. Последнее зависит не только от ментальной способности к нагрузке, но и от физической формы всадника. Поэтому, в рамках беседы при обмене информацией с воспитателями, тренер должен выяснить у них, занимается ли умственно-отсталый всадник какими-либо другими видами спорта кроме верховой езды. Чрезмерные требования в учебной ситуации могут выражаться в эмоциональных всплесках и отказе от занятий, а также в состоянии беспомощности, когда всадник практически неспособен реагировать на указания тренера. Способность воспринимать какие-либо изменения Четко распределенный, снова повторяющийся ход событий помогает умственно-отсталому человеку, найти свое место в окружающем мире и активно действовать самому, так как он твердо знает, какие действия будут следующими. Выученный материал, как правило, все же привязан к изначальной ситуации, и при каких-либо изменениях, как, например, чужая лошадь, первый выезд, участие в турнире и т.д., могут перестать вызывать привычную схему действий, следствием чего может быть односторонний отказ от верховой езды. Эти "мгновенные шаги назад" необходимо отследить через аспект отношений с окружающими, они на длительное время развивают способность воспринимать изменения в привычной обстановке. Благодаря исчезновению страхов усиливается способность активно действовать. Таким образом, всадник сможет безбоязненно вступать в новые, незнакомые ситуации. Фазы обучения с учетом специфичной для умственной отсталости дидактики
Фаза 1: "Знакомство". Все эти фазы обучения были разработаны на основе многолетнего опыта в центре лечебной верховой езды "Белый лук" (Кельн) в рамках лечебно-педагогической верховой езды и верховой езды как вида спорта для умственно-отсталых людей, а также на протяжении моей работы в центре помощи молодежи и инвалидам Михаельсхофен (Кельн). По причине индивидуальных условий отдельных всадников, а также с учетом вида их отклонения и количества часов езды за неделю, о временной продолжительности отдельных фаз нельзя сообщить определенных данных. Впрочем, с нормальными всадниками дело обстоит точно так же. "Поддерживающий" способ верховой езды проводился с помощью нормальных подростков в центре лечебной верховой езды "Белый лук" благодаря соединению с союзом верховой езды. Результатом этой работы в роли ассистента было то, что нормальные дети и подростки на фоне общения с лошадью перестали бояться общаться с умственно-отсталыми людьми, исчезли все связанные с этим предрассудки, что способствовало всеобщей интеграции внутри союза верховой езды.
|
|