Нейропсихологическая коррекция – это набор специально разработанных на основе нейропсихологических концепций психолого-педагогических методик, предназначенных для создания компенсирующих средств посредством переструктурирования нарушенных функций мозга в целях развития у занимающихся способностей к обучению, развитию и социализации. Особенно эффективной нейропсихологическая коррекция является в детском и подростковом возрасте при различных ментальных нарушениях, в том числе, при расстройствах аутичного спектра, разных видах умственной отсталости, задержках психического развития. Но также нейропсихологическая коррекция помогает и при различных психологических нарушениях, обуславливающих у детей трудности в обучении, такие как невротические и психосоматические расстройства, задержки в физическом развитии и школьные дезадаптации и стрессовые ситуации.
В зависимости от стоящих целей и задач, используется как индивидуальная, так и групповая форма нейропсихологической коррекции.
Вне зависимости от возраста занимающихся и проблем, которые планируется решать посредством нейропсихологическокоррекционной деятельности, любой психолого-педагогический процесс предполагает проведение четырёх этапов.
Первый этап – диагностика. Работа по нейропсихологической коррекции начинается с проведения специального обследования с применением соответствующих методик, имеющих целью установление текущего уровня развития занимающегося, объёма его знаний и особенностей функционирования различных структур мозга. По итогам полученных данных для занимающегося создаётся индивидуальная коррекционная программа.
Второй этап – создание установок. В целях успешного проведения мероприятий по реализации разработанной индивидуальной коррекционной программы сначала и у занимающегося, и у его родителей формируется соответствующий эмоциональный фон, установки, которые обеспечат беспрепятственное дальнейшее проведение психолого-педагогической деятельности.
Третий этап – непосредственная коррекция. При сформированном благоприятном психоэмоциональном фоне осуществляется процесс нейропсихологической коррекции занимающегося в соответствии с составленной индивидуальной коррекционной программой.
Четвёртый и заключительный этап – оценка. По окончании психолого-педагогического процесса нейрокоррекции осуществляется фиксация достигнутых результатов.
Исходя из опыта многих поколений нейропсихологов, можно констатировать, что для успешной нейропсихологической коррекции требуется не менее полугода.